Тип модели | Электрический грузовик |
Nikola One – проект грузовика 8 класса компании Nikola Motor, основанный на использовании электроэнергии, генерированной из водорода.
Nikola Motor была зарегистрирована в 2014 году предпринимателем Тревором Милтоном, заработавшим капитал на бизнесе по установке газового оборудования на дизельные грузовики. Название, взятое от имени изобретателя Николя Теслы, свидетельствовало об амбициозных планах компании. Ее создатель изначально выражал готовность конкурировать в области разработки электрических автомобилей с известной компанией Илона Маска Tesla Motor, также имеющей в своём названии отсылку к легендарному изобретателю.
С момента создания Nikola Motor позиционируется как компания, являющаяся лидером в области водородно-электрических возобновляемых технологий и единственным в мире производителем грузовика с почти нулевым уровнем выбросов. В 2016 году Nikola Motor заявила, что ее разработки в обеспечении топливной эффективности опережают технологии других производителей на 10-15 лет.
Благодаря умелой рекламе Nikola Motor смогла привлечь к себе широкое внимание. Первый пресс-релиз, выпущенный в мае 2016 года, впечатлял планами по развитию отрасли экологических автомобилей. Компания заявила о работе над созданием грузовика Nikola One, совмещающего природный газ и электродвигатель мощностью в 2000 лошадиных сил.
Автомобиль относился к 8 классу тягачей и имел заявленную дальность поездки без дозаправки в 1200 миль. Через месяц Тревор Милтон отчитался о более 7000 предварительных заказах, поступивших на Nikola One, общей суммой в 2,3 млрд долларов. Рабочий прототип электрогрузовика, способного совершить революцию в индустрии грузоперевозок, предприниматель пообещал представить в конце года.
Проект Nikola One разрабатывался с учетом недостатков как дизельных, так и существующих электрических версий грузовиков. Тревор Милтон сделал ставку на сочетании электрического двигателя и топлива. На смену первоначальной идее с природным газом пришла концепция водородного топлива. В таком варианте Nikola One полностью обеспечивал соответствие экологическим требованиям и решал проблему тяжелых аккумуляторных батарей, которые ограничивали полезную нагрузку электрических грузовиков.
Источником энергии на Nikola One должны были стать топливные электрохимические элементы, в которых происходит реакция между водородом и кислородом. В результате взаимодействия этих элементов образуется обычная вода, которая сливается на дорогу, и постоянных ток, поступающий на электродвигатель. В Nikola One кислород забирался из воздуха, а водород хранился в топливных баллонах высокого давления.
Данная технология решала сразу несколько проблем: не требовала трудоемкой и затратной утилизации аккумуляторных батарей и предполагала обычное время на водородную заправку грузовика – всего 3-5 минут.
Тревор Милтон обещал создать под водородно-электрический Nikola One соответствующую инфраструктуру. В планах Nikola Motor значилось открытие в ближайшие годы в США 700 новых водородных заправочных станций, рассчитанных на обслуживание нового типа грузовиков. Также компания заявила о готовности заняться производством дешевого и экологически чистого водорода, используя электричество из ветряных генераторов и солнечных панелей.
Публичная презентация тягача Nikola One состоялась в декабре 2016 года. Публике, собравшейся в штаб-квартире Nikola Motor в Солт-Лейк-Сити, показали стильный трехосный эгрузовик, претендующий на роль лидера в индустрии грузоперевозок.
Тягач грузоподъёмностью в 30 тонн оснащался аккумулятором на 320 Квт, шестью электродвигателями суммарной мощностью в 1000 лошадиных сил и обеспечивал запас хода от 800 до 1200 миль в зависимости от объёма топливного бака.
Согласно заявлениям Nikola Motor, разработанный компанией гибридный грузовик по критерию затрат на топливо оказывался в два раза эффективнее похожего по эксплуатационным характеристикам дизельного варианта. Причем компания предложила при покупке в лизинг включить затраты на водородное топливо в ежемесячные платежи.
В списке преимуществ грузовика Nikola One также значилось способность быстро набирать скорость, рекуперативное торможение, обеспечивающее подзарядку аккумуляторов, и повышенная управляемость за счет низкого центра тяжести.
Прототип Nikola One получил огромную футуристического вида кабину, без привычного капота, но с большим лобовым стеклом и выступающими зеркалами.
Внутри кабина имела оснащение по последнему слову техники. В центре панели управления создатели Nikola One разместили внушительного размера монитор, помогающий водителю отслеживать «мертвые» зоны и осуществлять навигацию. Особую комфортную обстановку кабине Nikola One придавало наличие двух кроватей, холодильника и даже 40-дюймового телевизора.
Электрогрузовик Nikola One позиционировался как реальный конкурент Tesla Semi. Одновременная разработка двух моделей электрогрузовиков, относящихся к 8 классу, компаниями, имеющими родственные имена, рассматривалась в прессе как эпическое противостояние, способное изменить индустрию. Nikola Motor презентовала свой грузовик на год раньше чем Tesla. Однако компания Илона Маска смогла первой продемонстрировать ходовые качества своего электрогрузовика – Tesla Semi начала проходить испытания в условиях обычных дорог с 2018 года.
Успехи конкурента заставляли Nikola Motor реагировать. Компания Тревора Милтона заявила о начале испытаний ходовых качеств Nikola One, распространив видео с движущимся грузовиком.
В мае 2018 года Nikola Motor заключила соглашение с ведущей пивоваренной компанией США Anheuser-Busch на поставку 800 грузовиков. По условиям соглашения первые электро-водородные грузовики должны были появиться в автопарке Anheuser-Busch начиная с 2020 года.
Одновременно Nikola Motor обвинила Tesla в плагиате дизайна электрогрузовика. В иске на 2 млрд долларов компания Илона Маска обвинялась в нарушении 6 патентов, полученных Nikola Motor на конструкцию Nikola One. В частности, указывалось на использование в Tesla Semi схожих деталей: загнутого лобового стекла, аналогичной боковой двери и обтекаемой формы кабины.
В процессе разбирательств, которые затянулись более чем на 3 года, адвокаты Tesla также пытались обвинить Nikola Motor в воровстве. Однако в результате иски обеих компаний остались неудовлетворенными – в октябре 2021 года судебные разбирательства по данному вопросу были закрыты по причине отсутствия реакций сторон на запросы суда.
Вялая развязка с иском Nikola Motor стала возможной по причине того, что к этому времени компания осталась без своего харизматичного руководителя. Тревор Милтон покинул пост генерального директора Nikola Motor на фоне обвинений в мошенничестве. В сентябре 2020 года компания Hindenburg Research опубликовало собственное расследование, в котором обвинила Nikola Motor и лично Тревора Милтона в сознательно ложных заявлениях и обещаниях.
Компания Nikola Motor, хотя и опровергла выдвинутые обвинения, но часть из них была вынуждена признать. Стало известно, что Nikola One, который в 2016 году был представлен как «полностью функционирующий» грузовик, на самом деле так никогда и не смог двигаться самостоятельно. В расследовании Hindenburg Research утверждалось, что во время презентации водородно-электрического грузовика электропитание дисплеев и освещения кабины осуществлялось от основной сети с помощью обычного силового кабеля.
Также Nikola Motor была обвинена в создании мошеннического видео, запечатлевшего движение Nikola One по трассе. Рекламный ролик, демонстрирующий ходовые качества гибридного тягача, на самом деле снимал грузовик, не имеющий силовой установки и скачивающийся по инерции по дороге с уклоном. Выставленная под углом камера создавала иллюзию перемещения машины по горизонтальной плоскости. Nikola Motor не стала опровергать историю со снятым видео, заметив только, что называла снятый грузовик «в движении», а не «приведен в движение силовой установкой».
Отсутствие реально работающего водородно-электрического грузовика Nikola One компания объяснила тем, что не стала тратить время и деньги на его доработку, а сразу переключилась на последующие и более перспективные модели электрических грузовиков Nikola Two и Nicola Tre.
После скандала информация о грузовике Nikola One исчезла с сайта компании. С 2021 года Nikola Motor продвигает только модели Nikola Two и Nicola Tre.