Volvo VNR Electric

Volvo VNR Electric — eltruck.ru
Тип модели Электрический грузовик

Volvo VNR Electric — электрифицированная модель грузового автомобиля, ориентированного на рынок Северной Америки. Американские стандарты относят Volvo VNR Electric к самому тяжелому 8-му классу грузовиков, полная масса которых составляет более 15 тонн.

Капотный тягач Volvo VNR в классической дизельной версии является одним из самых популярных грузовиков среди американских компаний. Планами по его оснащению электрическим двигателем компания Volvo Trucks впервые поделилась в декабре 2018 года.

На тот момент Volvo VNR Electric стал третьим грузовиком, попавшим в программу электрификации шведского автопроизводителя. За полгода до появления тизера VNR Electric состоялась презентация электрических версий грузовиков Volvo FE и Volvo FL Electric. Предполагалось, что эти европейские автомобили будут поставляться и на североамериканский рынок, однако вскоре было решено электрифицировать VNR.

Грузовик VNR

Модель VNR является относительно новой в линейке грузовиков Volvo. В дизельном исполнении тягач был впервые представлен в канадском Монреале на выставке ExpoCam-2017 как оптимальный вариант для региональных перевозок. Новинка получила типичные американские формы с выступающим «носом», а вместе с ними улучшенную аэродинамику по сравнению с предыдущей версией, известной под аббревиатурой VNM.

Дизельный грузовик VNR
Грузовик VNR в дизельной версии

От идеи оснащения VNR электрическим двигателем до ее воплощения прошло чуть больше года. Первое появление на публике прототипов электрического тяжелого грузовика Volvo состоялось в феврале 2020 года в городе Фонтана (Калифорния). На площадке местного дилерского центра TEC Equipment прошли тестирование два электрогрузовика в версии седельного тягача и фургона. Для обеспечения грузовиков энергией на полигоне TEC Equipment были установлены два зарядных устройства мощностью 50 кВт и одно устройство мощностью 150 кВт. В дальнейшем электрогрузовики использовались для перевозки запчастей между соседними дилерскими центрами TEC Equipment в Фонтане и Ла-Мирада.

Грузовики VNR Electric, полигон, испытания
Грузовики VNR Electric на полигоне TEC Equipment

Сборка

Сборка VNR Electric организована на заводе Volvo Trucks в экономической зоне Нью-Ривер-Вэлли около города Дублин, штат Вирджиния.

VNR Electric, сборка
VNR Electric на сборочной линии

В конструкции американского электротягача Volvo используется ряд узлов, заимствованных их других грузовиков компании. В частности, колесная база и кабина, взятая от дизельного VNR, была соединена с трансмиссией от Volvo FE Electric, а аккумуляторные батареи были позаимствованы от Volvo Buses – дочерней компании Volvo, которая выпустила до этого уже более 4000 электрифицированных автобусов.

Варианты VNR Electric

Конструкторы Volvo отмечают, что VNR Electric уже сейчас может без проблем обслуживать маршруты протяженностью 75-175 миль. Этого достаточно для региональных перевозок и перемещений грузов от портов до транспортных узлов, но пока недостаточно для более дальних дистанций.

VNR Electric, дорога, перевозка
VNR Electric на трассе

В зависимости от практического назначения электрические Volvo VNR производятся в трех конфигурациях.

Грузовик VNR 4×2 с удлиненной базой, рассчитанной на перевозку габаритных грузов. Максимально возможная масса данной модели VNR вместе с грузом составляет 15 тысяч тон. В таком исполнении автомобиль VNR Electric подходит для доставки товаров в сети розничной торговли и общественного питания.

VNR Electric, удлиненный вариант
VNR Electric с удлиненной базой

Электротягач VNR 4×2 создан на короткой базе, которая обеспечивает грузовик очень важным для городских условий эксплуатации качеством – маневренностью. На сферу городских перевозок указывают и другие параметры этой конфигурации VNR: максимальная масса загрузки почти в 30 тонн при дальности поездки на одной заправке в 120 миль.

VNR Electric, шасси 4х2
VNR Electric с шасси 4х2

Электротягач VNR с колесной формулой 6×2 предназначен для перевозки крупных грузов по городским и региональным маршрутам. Данная модель обеспечивает перемещение полной массы почти в 40 тонн на расстояние в 120 миль.

VNR Electric, модель 6×2
VNR Electric с шасси 6×2

Все варианты VNR Electric способны двигаться с максимальной скоростью в 65 миль (около 104 км) в час.

Конструкция

VNR Electric, схема, конструкция
Схема VNR Electric

Внешне VNR Electric во многом повторяет дизельную модель. В электрогрузовике отсутствует привычная выхлопная труба, но осталась на месте решетка радиатора с узнаваемой диагональной чертой и эмблемой Volvo. За декоративной панелью находится классический радиатор, который в электрифицированной версии, отвечает за систему охлаждения батареи. На месте, где обычно располагается дизельный двигатель, конструкторы VNR Electric поместили электронный блок управления – «мозг» грузовика.

Зарядный порт VNR Electric, кабина
Зарядный порт VNR Electric

Зарядный порт располагается в нижней части кабины со стороны водителя. Такое размещение позволяет исключить ситуацию, когда грузовик ненамеренно тронется с места во время зарядки.

Двигатель

VNR Electric получил два двигателя с комбинированной пиковой мощностью 400 кВт (455 л. с.) или непрерывной мощностью 260 кВт (349 л. с.). Двигатели могут выдавать до 10 000 оборотов в минуту, что значительно выше параметра вращения дизельных двигателей, обычно выжимающих 2000 оборотов в минуту.

VNR Electric, двигатель, трансмиссия
Двигатель и трансмиссия VNR Electric

Двигатели работают с двухскоростной коробкой передач. При низкой передаче грузовик приводится в движение только одним двигателем, а затем вторая передача и соответственно второй двигатель включаются на более высоких скоростях (около 30 миль в час). Оба двигателя соединены со стандартным карданным валом. Конструкторы Volvo считают такое решение более надежным по сравнению с отдельными колесными или осевыми двигателями.

Аккумулятор

На VNR Electric устанавливается четыре батарейных блока, по два с каждой стороны. При необходимости два дополнительных аккумулятора закрепляются за кабиной. Каждая батарея рассчитана на 66 кВтч, что при стандартом наборе из 4 аккумуляторов дает грузовику совокупной электрической емкости в 264 кВтч.

VNR Electric, аккумуляторные батареи, размещение
Аккумуляторные батареи на VNR Electric

Размещение батарей предполагает свободный доступ для их обслуживания. Первоначально конструкторы рассматривали вариант с быстрой заменой разряженных аккумуляторов. Однако сейчас сделана ставка на быструю зарядку. Батареи VNR Electric, по заверениям производителя, способны за 70 минут зарядится на 80%.

Зарядка батарей VNR Electric, зарядное устройство
Зарядка батарей VNR Electric

Батареи VNR Electric оснащены диагностической системой, которая прогнозирует оставшийся объём зарядки автомобиля, увеличивает срок службы аккумуляторов и оптимизирует процедуры технического обслуживания. Вся информация о состоянии батарей в режиме реального времени поступает в сервисный центр Volvo Uptime.

VNR Electric, аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи VNR Electric

В некоторых версиях VNR Electric для восстановления энергии на крышах фургонов размещены солнечные панели.

VNR Electric, фургон, солнечные панели
Фургон VNR Electric с солнечными панелями

Управление

Интерьер кабины VNR Electric в целом представляет стандартный набор: рулевое колесо, рычаги, датчики. С дизельной версии VNR в кабину электрогрузовика перешли большие кнопки на панели и мягкое сиденье с пневматической подвеской. VNR Electric оснащен панорамным лобовым стеклом, которое обеспечивает широкий обзор при навигации по перегруженным городским улицам.

VNR Electric, кабина, интерьер
Интерьер VNR Electric

На панели приборов на месте тахометра находится датчик, который показывает величину нагрузки на аккумулятор. В состоянии покоя прибор находится на нуле, и в зависимости от скорости, уклона и нагрузки показывает степень уходящей энергии.

Также на приборной панели установлены кнопки переключения передач – нейтральная, вперед и назад. Чтобы стронуть грузовик с места, нужно отпустить тормоз, включить кнопку D и выжать педаль газа. Электрический двигатель не предусматривает движения на холостом ходу, поэтому педаль газа приходится держать все время в рабочем режиме.

VNR Electric, панель приборов, датчики
Приборная панель VNR Electric

Движение электрического грузовика заметно отличается от того, как едет обычный автомобиль. Водители, которые работают на Volvo VNR Electric отмечают очень плавный и бесшумный ход электрической машины. Вибрация и рывки от переключения передач, знакомые водителям дизельных грузовиков, в электрическом варианте полностью отсутствуют. В VNR Electric также почти не слышно звуков работающих электрических двигателей, расположенных на достаточном расстоянии от кабины. Если не считать соприкосновения шин с асфальтом, то единственный шум в VNR Electric исходит от воздушного компрессора.

VNR Electric, ступенька для водителя
Ступенька для водителя в кабину VNR Electric

Система торможения VNR Electric оснащена традиционными дисковыми тормозами, которые легче по сравнению с барабанными тормозами. Вместе с ними водители используют рекуперативное торможение, которое позволяет подзарядить аккумуляторы. На выбор водителя предлагается несколько уровней регенерации в зависимости от дорожных условий – частых остановок при движении в городе, нахождении в пробке или езде по трассе.

Водители компаний Dependable Highway Express (DHE), NFI и TEC Equipment поделились своими впечатлениями об управлении VNR Electric.

Проект Volvo LIGHTS

VNR Electric продвигается на североамериканский рынок прежде всего в рамках экологического проекта Volvo LIGHTS (Low Impact Green Heavy Transport Solutions). Данная программа получила финансовую поддержку от властей Калифорнии на 44,8 млн долларов и реализуется в течение 3 лет (с 2019 по 2021). За это время компания Volvo взяла на себя обязательство представить реальные доказательства успешной эксплуатации в коммерческих перевозках экологического и бесшумного электротранспорта.

VNR Electric является основным электрогрузовиком, задействованным в Volvo LIGHTS для тестирования новых технологий и инфраструктуры поддержки аккумуляторных машин.

С целью наглядной демонстрации преимуществ электрического транспорта автомобили данной модели ежедневно используются для перевозки грузов между двумя крупнейшими портами США – Лос-Анджелес и Лонг-Бич. Также изучение модели VNR Electric легло в основу учебных программ, по которым учащиеся колледжей округа Лос-Анджелес осваивают техническое обслуживание электротранспорта.

VNR Electric, электрический грузовик
VNR Electric готовится к выезду

Власти штата рассматривают VNR Electric как эффективный способ решения экологических проблем. Знаковым событием для продвижения экологического бренда VNR Electric стало открытие в октябре 2020 года новой автотранспортной развязки к порту Лонг-Бич. Два электромобиля VNR, принадлежащие калифорнийским транспортным компаниям NFI и DHE, возглавили на этом мероприятии колонну современных экологических грузовиков, которая первой прошла по новому вантовому мосту.

Открытие моста к порту Лонг-Бич

Тогда же стало известно о планах местных властей по выделению средств размере 21,7 млн долларов на поставку в 2021-2022 годах 70 грузовиков VNR Electric для обслуживания порта Лонг-Бич и ближайших грузовых терминалов. Ожидается, что использование этих электрических тягачей позволит в течение всего срока службы сократить выбросы в атмосферу на 152 тонны оксидов азота и 53160 тонн CO2.

VNR Electric, экологические грузовики
VNR Electric во главе колоны экологических грузовиков

По планам Volvo LIGHTS дополнительными источниками возобновляемой энергии для электрогрузовиков должны стать солнечные панели, установленные на крышах местных складов. В 2021 году компания Dependable Highway Express отчиталась об установке в рамках проекта Volvo LIGHTS более 2300 солнечных панелях, обеспечивающих примерно 1,29 ГВт-ч электроэнергии в год.

Эксплуатация VNR Electric

Способность электрических грузовиков делать города более тихими и чистыми рассматривается как важное улучшение в жизни общества. Вместе с тем менеджеры компании Volvo обращают внимание на повышение в VNR Electric качества рабочей среды. Меньший шум грузовика несет меньший стресс и меньшую усталость водителя.

Высокие стандарты безопасности реализованы в конструкции кабины и шасси VNR Electric. В аккумуляторный отсек автомобиля встроена дополнительная защита. Также в систему безопасности электрогрузовика входят такие современные функции, как предотвращение от прямого столкновения и предупреждение о выезде с полосы движения.

За счет аккумуляторных батарей VNR Electric выходит тяжелее дизельной версии. По этой причине электрический грузовик принимает груза на свой борт меньше примерно на 2,7 тонны. Однако этот недостаток оказался несущественным, поскольку для большинства компаний, занятых в локальных перевозках, решающее значение имеет объём, а не вес груза.

Компании-владельцы VNR Electric

Ключевыми партнерами проекта Volvo LIGHTS в продвижении электрогрузовика стали транспортные компании, находящиеся в штате Калифорния.

Тягач VNR Electric, проект Volvo LIGHTS, эксплуатация
Тягач VNR Electric, участвующий в проекте Volvo LIGHTS

Транспортный оператор NFI стал владельцем двух VNR Electric в сентябре 2020 года. Электрогрузовики компании в основном используются для перевозки грузов с портовых складов в точки розничной торговли. В августе 2021 года принадлежащий NFI электрогрузовик вошел в проект RoL-E, призванного доказать коммерческую эффективность аккумуляторного транспорта во время трехнедельного пробега от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка.

VNR Electric, компания NFI, эксплуатация
Грузовики VNR Electric, принадлежащие компании NFI

Перевозчик Dependable Highway Express (DHE) оказался в числе первых компаний, решивших приобрести VNR Electric. После нескольких месяцев испытаний электрогрузовика DHE взяла на себя обязательства по приобретению в 2022 году еще 10 электромобилей Volvo VNR.

VNR Electric с логотипом компании DHE

Логистическая компания Quality Custom Distribution (QCD), занимающаяся поставкой продуктов питания, приобрела VNR Electric в начале 2021 года. В планах QCD значится аренда еще 14 электрогрузовиков от компании Volvo.

VNR Electric, эксплуатация, QCD
VNR Electric у офиса QCD

Сеть продуктовых магазинов Albertsons использует 2 грузовика VNR Electric в качестве рефрижераторов. Эти автомобили стали первыми в мире аккумуляторными грузовиками, совершившими коммерческую поставку продуктов питания.

Рефрижератор, VNR Electric,  Albertsons
Рефрижератор VNR Electric

В августе 2021 года грузовики VNR Electric появились в Нью-Йорке. Компания Manhattan, местный дистрибьютор пива и напитков, приобрела 5 электрических грузовиков Volvo.

VNR Electric, Нью-Йорк
VNR Electric в Нью-Йорке

Стоимость

В Северной Америке высокую стоимость электрических грузовиков компания Volvo Trucks стремится компенсировать рядом бонусов. Для заинтересованных компаний действуют программы лизинга, аренды и значительных скидок. В результате финансовой поддержки региональных властей, которая доходит до 120000 долларов, VNR Electric обходится местным покупателям примерно во столько же, что и традиционный дизельный грузовик.

Обязательным условием продажи VNR Electric является гарантия обслуживания грузовика по сервисному пакету Volvo Gold Contract, специально разработанному для аккумуляторных автомобилей. Данный сервис включает в себя техническое обслуживание, буксировку, внеплановый ремонт и обеспечение бесперебойной работы.