Volvo FE Electric

Volvo FE Electric — eltruck.ru
Тип модели Электрический грузовик

Volvo FE Electric – электрический грузовик от шведского производителя, предназначенный для выполнения коммунальных работ, перевозки крупных грузов по городским и пригородным маршрутам.

Volvo FE Electric, мусоровоз
Volvo FE Electric в версии мусоровоза

Серия грузовых автомобилей шведского производителя пополнилась электрической версией Volvo FE весной 2018 года. Из различных модификаций популярного крупнотоннажного грузовика конструкторами для размещения электрического двигателя и аккумуляторов была выбрана трехосная модель с колесной формулой 6×2.

Электрифицированные грузовики Volvo
Электрифицированные модели грузовиков Volvo

Volvo FE Electric стал вторым электрогрузовиком, представленным компанией Volvo Trucks. Программа электрификации линейки шведских грузовиков была начата с компактной городской модели Volvo FL Electric, способной нести на двухосном шасси массу в 16 тонн. Модель Volvo FE Electric продолжила развивать идеи использования электрического транспорта в городских условиях, но уже для перевозки более тяжеловесных грузов.

Технические характеристики Volvo FE Electric

Полная масса автомобиляДо 27 тонн
Варианты кабиныДневная кабина, короткая спальная кабина, спальная кабина, низкая кабина
Количество мостов3
Колесная базаОт 3900 до 5000 мм
Мощность (пиковая и постоянная)400/330 кВт
Количество батарей3 или 4
Мощность электродвигателя (пиковая и постоянная)100/70 кВт
Крутящий момент электродвигателя (пиковый и постоянный)530/270 Нм
Время зарядки (быстрая и обычная)Менее 2 часов / 11 часов (для 4 батарей)
Запас ходаПри вывозе мусора и легких стройматериалов – до 120 км, перевозки – до 200 км (зависит от конфигурации аккумуляторной батареи и цикла движения).
Volvo FE Electric, под капотом
Под капотом Volvo FE Electric

Предшественник

Электрическому грузовику Volvo FE предшествовала версия Volvo FE Hybrid. Автомобиль оснащался 7-литровым дизельным двигателем D7F, и автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач I-shift. Между сцеплением и коробкой передач размещался трехфазный тяговый электродвигатель мощностью 120 кВт, выполняющий также функции стартера и генератора.

Обзор Volvo FE Hybrid

Кабина

Volvo FE Electric, кабины
Варианты кабины для Volvo FE Electric

Кабины Volvo FE Electric внешне мало отличаются от своих собратьев, оснащенных дизельными двигателями. Производитель предлагает четыре варианта обустройства водительского салона – дневную кабину, короткую спальную кабину, спальную кабину и низкую кабину. Последний вариант кабины с низким входом предлагает сплошной плоский пол с четырьмя сидениями, позволяющим разместить весь экипаж. Кроме комфорта, низкая кабина обеспечивает водителю повышенную обзорность.

Низкопольная кабина Volvo FE Electric
Внутри низкопольной кабины Volvo FE Electric
Обзор кабины Volvo FE Electric

Двигатель

Под кабиной FE Electric продольно размещены два электродвигателя, которые через двухскоростную трансмиссию и обычный карданный вал приводят в движение заднюю ось. Силовая установка Volvo FE Electric способна выдавать максимальную суммарную мощность 370 кВт, что эквивалентно 503 л.с. (мощность при продолжительной работе — 260 кВт, или 353,5 л.с.). Для сравнения самая мощная дизельная версия Volvo FE с 7,7-литровым D8K развивает всего 350 л. с.

Электродвигатель Volvo FE Electric
Электродвигатель Volvo FE Electric

Аккумуляторы

Специально для грузовых электромобилей Volvo Group заключил летом 2019 года договор с компанией Samsung о поставке аккумуляторных блоков.

Аккумуляторная батарея Volvo FE Electric
Аккумуляторная батарея Volvo FE Electric

Емкости аккумуляторов Volvo FE Electric первоначально были рассчитаны на работу в течение 8-10 часов или проезда 200 км. Это меньше чем для Volvo FL Electric, заявленная дальность поездки которого составляет 300 км, однако достаточно для электрического мусоровоза, чтобы отработать полную рабочую смену, или для электросамосвала, чтобы перевезти тяжелый груз в пределах территории небольшого региона.

Каждая батарея Volvo FE Electric обладает энергетической емкостью 66 кВт⋅ч и рассчитана на срок службы 8–10 лет (зависит от условий эксплуатации).

Аккумулятор, Volvo FE Electric
Аккумуляторная батарея, установленная на Volvo FE Electric

В последнее время производитель имеет возможность увеличить запас хода электрогрузовика на одной зарядке до 300 км за счет установки дополнительной батареи, но при этом уменьшить допустимую массу перевозимого груза. Вместе с тем менеджеры Volvo Group рекомендуют при выборе между грузоподъемностью и дальностью поездок руководствоваться реальными условиями эксплуатации электромобиля.

Коробка передач

Эффективную передачу мощности электродвигателя на колеса обеспечивает двухскоростная коробка. Особенность трансмиссии Volvo FE Electric в том, что в кабине отсутствует обычная рукоятка для переключения передач, а переход между скоростями происходит без прекращения подачи мощности.

Volvo FE Electric, схема
Схема размещения основных деталей Volvo FE Electric

Управление

Водители Volvo FE Electric прежде всего отмечают отсутствием шума и необходимость переключать передачи. Мощный крутящий момент позволяет электрогрузовику двигаться плавно, а двухскоростная коробка передач обеспечивает легкий набор скорости. При отпущенной педали газа автомобиль продолжает поддерживать импульс, а легкое нажатие на педаль тормоза активирует регенерацию энергии. Для срабатывания механических тормозов требуется нажать на педаль несколько сильнее.

Приборная панель Volvo FE Electric
Приборная панель Volvo FE Electric

Эксплуатация

Грузовик Volvo FE Electric рассчитан на полную загрузку до 27 тонн, что определяет диапазон его практического использования от сферы коммунального хозяйства до строительства.

Volvo FE Electric на улицах европейских городов

Впервые Volvo FE Electric был представлен публике в кузове мусоровоза. Автомобиль оснастили навесным оборудованием Rotopress, специально разработанным крупнейшим европейским производителем спецтехники Faun. Электрическая конструкция для сбора мусора оказалась почти на тонну легче по сравнению с типовыми моделями. В начале 2019 года первый мусоровоз Volvo FE Electric начала работать на улицах немецкого Гамбурга.

Volvo FE Electric, мусоровоз
Volvo FE Electric с кузовом мусоровоза от Faun

Практичность

Эффективное выполнение задач по сбору мусора в густонаселенных городских кварталах позиционируется менеджерами Volvo Trucks как главное преимущество своих электрических грузовиков. Во многих европейских городах грузовикам с двигателями внутреннего сгорания запрещен въезд в жилые зоны в ночные и утренние часы. Вместе с тем это ограничение не распространяется на бесшумные электрические автомобили, которые оптимально подходят для вывоза мусора с городских улиц в то время, когда все спят.

Volvo FE Electric, бесшумный, ночь
Бесшумный Volvo FE Electric оптимально подходит для езды по ночным улицам

Шведские производители ссылаются на данные тестирования электрогрузовиков в рамках проекта «Off Peak City Distribution» («Распределение городских нагрузок вне часов пик»). Эксперимент, проведенный на улицах Стокгольма, показал, что при транспортировке грузов в ночные часы время доставки сокращается в три раза.

Забота об экологии

Отсутствие выхлопных газов – еще одно преимущество электрических автомобилей, на котором акцентируют внимание производители Volvo FE Electric. Обычный мусоровоз Volvo, по словам вице-президента Volvo Trucks Йонаса Одермальма, выбрасывает в год около 31.300 кг углекислого газа. Использование Volvo FE Electric в значительной степени снижает нагрузку на городскую среду. Особо привлекательным применение электрических грузовиков выглядит для тех регионов, где имеется доступ к электроэнергии из возобновляемых источников.

Volvo FE Electric, охрана природы
Volvo FE Electric является образцом заботы об охране природы

Также бездымные электрогрузовики FE Electric безопасны для использования в закрытых терминалах, что актуально для европейских портовых городов.

Грузовик Volvo FE Electric на дорогах Европы

Volvo Trucks объявила открытие продаж на Volvo FE Electric в 2019 году. Предполагалось, что в серийное производство электрический грузовик поступит в марте 2020 года. В качестве рынка сбыта компания в первую очередь рассматривала шесть стран Европейского союза (Швеция, Норвегия, Германия, Швейцария, Франция и Нидерланды), в который есть спрос на чистый и бесшумный городской транспорт.

Volvo FE Electric, Мюнхен
Volvo FE Electric в Мюнхене

В начале 2021 года компания Volvo Trucks поставила Volvo FE Electric шведской сети супермаркетов ICA Sweden. Электрогрузовик планируется использовать для доставки охлажденных продуктов в различные районы Стокгольма. С целью определения оптимальных маршрутов передвижения Volvo FE Electric по улицам шведской столицы специалисты Volvo Trucks и ICA совместно определяли такие параметры использования, как грузоподъемность и периодичность работы.

Volvo FE Electric, Стокгольм
Volvo FE Electric в Стокгольме

Шведская компания Nordic Recycling, занимающая сбором мусора, заказала в Volvo Trucks пять электрических грузовиков — один Volvo FL Electric и четыре Volvo FE Electric. Первый из заказанных Volvo FE Electric с начала 2021 года ездит по улицам Гетенборга, где специализируется на сборе пищевых отходов.

Volvo FE Electric, сбор отходов
Volvo FE Electric в кузове для сбора пищевых отходов

В декабре 2020 года электрический грузовик Volvo FE впервые попал во Францию. Получателем Volvo FE Electric стала строительная компания Eiffage. В рамках программы по снижению выбросов ею был закуплен оснащенный  электрическим краном грузовик Volvo FE и компактный электрический экскаватор Volvo ECR25.

Volvo FE Electric, Париж
Volvo FE Electric не стройке возле Парижа

Использование Volvo FE Electric для доставки строительных материалов нашло продолжение. Французская компания Mauffrey Group, занятая обустройством окрестностей Парижа, приняла в мае 2021 года в свой автопарк электрический самосвал. Данный экземпляр был собран на производственных линиях завода Volvo Group в Бленвиль-сюр-Орне в Нормандии.

Volvo FE Electric, Франция
Volvo FE Electric, собранный на заводе во Франции

В Нидерландах грузовики Volvo FE Electric применяются сразу в нескольких отраслях.

Местный подрядчик Dura Vermeer использует Volvo FE в строительной сфере. Его электротягач в версии бортового самосвала перевозит камни и песок и имеет собственный кран.

Volvo FE Electric, перевозка грузов
Volvo FE Electric готов возить тяжелые грузы

Мусоровоз Volvo FE Electric, принадлежащий компании по утилизации отходов Van Kaathoven, используется по прямому предназначению в муниципалитете Мейериештад.

Volvo FE Electric, мусоровоз, красный
Красный мусоровоз Volvo FE Electric

Летом 2020 года в Амстердаме появились два грузовика Volvo FE Electric, оснащенных электрическим прессом и кузовом для сбора мусора. Автомобили пополнили автопарк компанией Renewi, занимающейся утилизацией. В резюме компании говорится, что возможность влиять на сокращение выбросов, делать более чистой среду обитания были основными причинами, по которым Renewi инвестировала в электромусоровозы.

Оценка Volvo FE Electric от компании Renewi

В Мюнхене к электрические мусоровозы на базе грузовика Volvo FE Electric приступили к работе в ноябре 2020 года. Как и в других европейских городах, появление этих машин в столице Баварии является результатом политики властей по улучшению экологии и снижению шума от автотранспорта.

Volvo FE Electric в Мюнхене

С начала 2021 года первый Volvo FE Electric эксплуатируется в Швейцарии. Электрический мусоровоз, принадлежащий компании E.Bigler Transportes AG, вносит значимый вклад в чистоту улиц города Мури–Гюмлигене.

Первый Volvo FE Electric в Швейцарии

В Норвегию первая партия Volvo FE Electric прибыла в октябре 2020 года. Транспортная компания Tom Wilhelmsen AS в рамках выполнения экологических обязательств приобрела сразу 3 электрогрузовика, предназначенных для использования в строительной отрасли. Специалисты Volvo Trucks индивидуально подошли к требованиям заказчика и с учетом сферы применения грузовиков и предложили оптимальное решение по емкости батарей.

Volvo FE Electric, Норвегия
Volvo FE Electric в Норвегии

В рамках проекта по развитию альтернативных видов топлива в мае 2021 года компания Volvo Trucks передала грузовики FE Electric для испытаний в Польшу и Чехию.

В Варшаве автомобиль занимается доставкой товаров в торговые сети IKEA i H&M.

Volvo FE Electric, Варшава
Volvo FE Electric в Варшаве

В Праге тестируется самосвальный вариант электрического грузовика.

Volvo FE Electric, Прага
Volvo FE Electric в Праге

Стоимость

Volvo FL Electric, несмотря на планы производителя, пока еще не стал серийной моделью. Каждый поставляемый электротягач отличается набором оборудования в зависимости от условий эксплуатации и поэтому имеет индивидуальную цену.

Вместе с тем электрические грузовики стоят сейчас значительно дороже дизельных версий. Volvo FE Electric не является исключением. К примеру, пополнение автопарка двумя электромобилями Volvo FE Electric обошлось нидерландскому подразделению Renewi в 700 000 евро. Хотя эксплуатация электрического автомобиля обходится дешевле чем дизельного аналога, но разницы все равно не хватит, чтобы компенсировать первоначальные затраты.

Volvo FE Electric, дорога, Европа
Volvo FE Electric уже можно встретить на европейских дорогах

Пока главным мотивом в принятии решения о покупке Volvo FE Electric являются не коммерческие, а имиджевые причины. В контексте развития в европейских странах экологического движения, местные компании демонстрируют готовность вкладывать инвестиции в покупку чистых автомобилей.