Тип модели | Электрический грузовик |
Концерн (производитель) | Tesla |
Официальный сайт | www.tesla.com |
Тип батареи | литиевый |
Ёмкость батареи | 125 кВт*ч |
Время зарядки | 3 ч |
Грузоподъемность | 36287 кг |
Мощность | 1032 л.с. |
Запас хода | 800 км |
Разгон | 5 секунд с 0 до 100 км/ч |
Максимальная скорость | 97 км/ч |
Tesla Semi – электрический грузовой автомобиль с максимальной разрешённой массой более 15 тонн (класс 8 по американской классификации грузовых автомобилей). Разработка автомобиля была начата компанией Tesla в 2016 году под руководством Джерома Гильена, экс-директора проекта Tesla S. Согласно обновленным планам компании, запуск Tesla Semi в массовое производство должен состояться в 2021 году.
Июль. Представлен генеральный план развития компании Tesla, который включает разработку в течение ближайших 3-4 лет большегрузного тягача Tesla Semi, работающего на электричестве от аккумуляторных батарей.
Апрель. Презентация электрического тягача Tesla Semi назначена на сентябрь 2017 года. Автомобиль проходит первый тест-драйв на парковке, а Илон Маск публикует первое тизерное изображение грузовика.
Май. Становится известно, что в грузовике Tesla Semi будут использоваться электрические двигатели от седана Model 3. По словам, Илона Маска, двигателей будет «целая куча».
Июнь. Tesla Semi позиционируется как грузовик с большой дальностью поездок, который превзойдет конкурентов по грузоподъёмности и экономичности. Массовое производство электрического тягача компания Tesla планирует начать через 1,5-2 года.
Сентябрь. Презентация грузовика переносится.
Октябрь. Интерес публики к Tesla Semi подогревают появившиеся в интернете шпионские снимки и видео автомобиля.
Ноябрь. Tesla рассылает приглашение на презентацию своего электрического грузовика. Приглашение содержит новое тизерное изображение электрического грузовика Tesla Semi. Между тем Илон Маск накаляет обстановку заявлением, что новый автомобиль от Tesla “вынесет ваш мозг и перенесет его в другое измерение».
Презентация Tesla Semi проходит в ангаре аэропорта калифорнийского города Хоторн 16 ноября 2017 года. Перед несколькими сотнями зрителей предстают два электрических тягача с необычным футуристическим дизайном. Илон Маск увлекательно и красочно демонстрирует преимущества Tesla Semi в разгоне, аэродинамике, экономичности, безопасности и надежности. Его выступление рисует картину будущего, в котором большие электрические грузовики преодолевают огромные расстояния, используя сеть зарядных станций Megacharger, получающих энергию от солнечных панелей.
Декабрь. Компанией Tesla получено уже более 400 предварительных заказов на электрические грузовики.
Январь. Прототип Tesla Semi замечен на городских улицах. В отличие от презентационной версии грузовик оснащен боковыми зеркалами обзора. Их наличие соответствует правилам дорожного движения, но снижает аэродинамику.
Февраль. Tesla рассчитывает выйти на производство до 100 000 электрических грузовиков в год. Между тем в сети появляются новые видео с Tesla Semi, доказывающие на деле преимущества электрического грузовика.
Март. Tesla Semi совершают первую «рабочую» поездку, перевозя груз аккумуляторных батарей с завода Gigafactory 1 в Неваде на завод Fremont в Калифорнии. Автомобили спокойно справляются с маршрутом в 250 миль и заодно подтверждают свои возможности по быстрому разгону в загруженном состоянии.
Май. Компания Nikola Motors обвиняет Tesla в копировании дизайна и требует 2 млрд долларов. Между тем Илон Маск увеличивает заявленную дальность пути Tesla Semi с первоначальных 500 миль до 600 миль.
Июнь-декабрь. Прототипы Tesla Semi продолжают проходить тестовые испытания. Электрический грузовик был замечен на мосту Золотые ворота около Сан-Франциско и в Арканзасе за 2000 миль от своей базы в Калифорнии. Маск шутит, что его компания использует электрический удлинитель в 1000 миль.
Январь-июнь. Компания Tesla сосредотачивает усилия на производстве седана Model 3. Начало производства электрического грузовика Tesla Semi переносится к концу 2020 года.
Июль-сентябрь. Тестовые экземпляры Tesla Semi все чаще встречаются на дорогах США. В интернет попадают детальные снимки грузовика. Компания-производитель докладывает о высоких показателях дальности поездок, достигнутых при испытаниях загруженных автомобилей.
Октябрь. Tesla заявляет о планах по производству «ограниченного количества» электрических грузовиков в 2020 году.
Ноябрь. Tesla подает патент на подвеску сиденья. Разработка учитывает длительность времени нахождения за рулем водителей грузовиков.
Февраль-Март. Tesla Semi проходит испытания в Канаде в условиях зимнего климата. Фотография возвращающегося с полигона грузовика попадает в интернет.
Апрель. Компания Tesla докладывает о выполнении своих программ в установленные сроки, за исключением проекта электрического грузовика, производство которого переносится на 2021 год.
Июнь. В письме Илона Маска к сотрудникам своей компании говорится о необходимости довести Tesla Semi до массового производства. После этого заявления акции Tesla выросли на 9%.
Июль. Вблизи города Остин (штат Техас, США) начато строительства завода Gigafactory, на котором будет налажено массовое производство автомобилей компании Tesla, в том числе электрического грузовика Tesla Semi.
Ноябрь. Илон Маск указывает новую цель для Tesla Semi: увеличение запаса хода до 1000 км (621 миля). Для этого, по словам директора компании-производителя, потребуется пожертвовать общей грузоподъемностью. Электрических грузовик будет на 1 тонну тяжелее существующих дизельных тягачей и соответственно настолько же меньше сможет взять максимального количества груза.
Tesla Semi представляет собой трехосный тягач. Каждое из четырех задних колес приводится в действие независимым двигателем, заимствованным из легкового автомобиля Tesla Model 3. С учетом мощности каждого двигателя в 258 л.с. общая энергетическая установка Tesla Semi должна выдавать 1032 л.с. По заверениям производителя, даже в случае неисправности двух двигателей Tesla Semi сможет продолжать движение с той же скоростью, что и обычный дизельный грузовик.
В Tesla Semi отсутствует тормозная система в ее традиционном виде. Функцию торможения выполняют двигатели, при этом автомобиль «умеет» накапливать избыточную энергия, подзаряжая ею аккумуляторы.
Разработчики Tesla Semi отказались от трансмиссии и редуктора. Отсутствие этих механизмов положительно влияет на надежность грузовика. Компанией-производителем заявлена гарантия на техническое обслуживание Tesla Semi на 1 млн 600 тыс км.
Дизайн Tesla Semi разработан для обеспечения оптимальной аэродинамики. Обтекаемая форма грузовика, легкая кабина из углеродного волокна, боковые заслонки, установленные между кабиной и прицепом, и ровное днище обеспечивают коэффициент сопротивления воздуха в 0,36. Для сравнения у обычного дизельного тягача 0.65-0.70.
Благодаря низкому сопротивлению воздуха автопоезд Tesla Semi способен без груза разгоняться до 96 км/ч за 5 секунд и с грузом в 36 тонн – за 20 секунд. Подъём в 5° грузовик преодолевает со скоростью в 104 км/ч.
Заявленный запас хода на одном заряде для базовой модели Tesla Semi составляет 300 миль (483 км), а улучшенной версии — 500 миль (805 км). Данные параметры полностью укладываются в рамки определенного законодательством США режима работы водителей автопоездов. При 11-часовом рабочем дне и максимальной разрешенной скорости на автострадах в 55-75 миль/час грузовики проезжают в сутки в среднем 800-1000 км.
Tesla Semi отличается высокой кабиной в 2,2 метра и дверью от пола до потолка. Такие параметры позволяют не карабкаться, а буквально входить в автомобиль и стоять в кабине в полный рост. Впереди кабины конструкторы ухитрились найти место для небольшого багажника, напоминающего деталь от легкового автомобиля.
Водительское сидение размещено по центру кабины и выдвинуто вперед, что обеспечивает отличный обзор. По обе стороны от руля находятся два 15-дюймовых сенсорных монитора, отвечающие за навигацию, информирование водителя о работе автомобиля и текущей дорожной ситуации.
Прототипы Tesla Semi оснащаются пока только одним водительским сидением, но в кабине очевидно достаточно места для дополнительного размещения пассажирских сидений и спальников. Аскетичный интерьер кабины несколько разбавляет наличие подлокотников, ящиков для хранения и нескольких ниш-подстаканников.
Конструкторы подчеркивают, что Tesla Semi получил отличную управляемость за счет низкого центра тяжести. Это важное свойство для грузового автомобиля достигнуто за счет размещения аккумуляторной батарее – самого тяжелого конструктивного элемента – в центральной части рамы.
Грузовик оснащен функцией Enhanced Autopilot, которая позволяет двигаться по загородным дорогам без участия человека. За ее работу отвечает система датчиков и камер, которые контролируют движение по своей полосе и соблюдение дистанции с движущимся впереди транспортом.
Разработчики Tesla Semi задают новые стандарты безопасности. Аккумуляторная батарея автомобиля имеет усиленную защиту от взрыва и пожара даже в случае аварии, а шины оснащены автоматической системой контроля давления.
Особенностью Tesla Semi стало лобовое стекло, выполненное из сверхпрочных материалов. По заверениям Илона Маска, оно способно выдержать ударную волну от ядерного взрыва. Вместе с защитой такое стекло полезно тем, что сводит к минимуму вероятность вынужденного простоя грузовика в ремонте, поскольку по законодательству США эксплуатация автомобилей с трещинами на ветровом стекле более 19 мм не допускается.
Проект Tesla по разработке электрического грузовика привлек большое внимание. Еще до публикации базовых характеристик Tesla Semi специалисты высказывали мнение, что появление такого автомобиля способно определить направление развития рынка грузоперевозок на несколько десятилетий вперед. В качестве определяющих преимуществ называлось удешевление эксплуатации грузовых автомобилей на 70% и снижение нагрузки на экологию.
Кроме восхищения, заявленные Илоном Маском сведения об электрическом грузовике Tesla вызвали и некоторые вопросы. Главный из них – возможность достижения дальности поездок в 500 миль с полной загрузкой на одной зарядке. Скептики подсчитали, что исходя из показателей производительности Tesla Semi, аккумуляторная батарея электрического грузовика должна иметь емкость около 1 МВтч. При нынешних технологиях батарея такой мощности должна весить около 1,5 тонны и стоить около 150 000 долларов.
В начале 2018 года представитель конкурирующей с Tesla компании Daimler Мартин Даум прямо заявил: “Если Tesla действительно выполнит свое обещание, мы, очевидно, купим два грузовика — один для разборки, а другой для тестирования, потому что, если это произойдет, что-то пройдет мимо нас. Но пока в Германии и Калифорнии действуют одинаковые законы физики”. На эти замечания Илон Маск отреагировал шуткой: «Даум по всей видимости просто не понимает законов физики».
Похожий ответ получил в 2020 году Билл Гейтс. Основатель Microsoft предположил, что аккумуляторные технологии «никогда не станут практическим решением для таких вещей, как 18-колесные фуры». Илон Маск парировал тем, что Гейтс «не имеет ни малейшего понятия» об электрических грузовиках.
Компания Tesla постоянно намекает, что уже владеет технологиями, позволяющими создать относительно дешевые и легкие аккумуляторы с большой мощностью. Вместе с тем Илон Маск в конце 2020 года фактически признал, что пока создать достаточно легкую энергоемкую батарею не удаётся: первая серия Tesla Semi за счет веса батареи будет на 1 тонну тяжелее традиционного дизельного грузовика.
Цена на Tesla Semi зависит от модели. Обычные серийные версии с запасом хода на 300 миль и 500 миль стоят 150 000 и 180 000 долларов соответственно. Кроме того производитель предлагает купить за 200 000 долларов автомобиль из серии «Founders», что гарантирует получение одного из первых 1000 произведенных тягачей.
Для сравнения, большинство дизельных тягачей сегодня стоят около 120 000 долларов.
Компания Tesla делает акцент на экономичности использования своего электрического грузовика. По ее расчетам средняя стоимость эксплуатации Tesla Semi на 1 милю составит $ 1,26. Для сравнения: преодоление этого расстояния дизельным грузовиком обходится сейчас в $ 1,51. Разработчики Tesla Semi заверяют, что их автомобиль обеспечит экономию топлива на 200 000 долларов и окупится всего за два года.
Несмотря на проблемы с запуском массового производства и мнения скептиков, появление прототипа Tesla Semi вызвало интрес у потенциальных клиентов. Первыми предварительный заказ на электрический грузовик оформили сети супермаркетов Walmart и Loblaws и транспортная компания J. B. Hunt
На презентации Tesla Semi в 2017 году Илон Маск анонсировал стоимость бронирования грузовика в 5000 долларов. Однако сейчас за предварительный заказ электрического грузовика серийных моделей компания Tesla просит внести 20 000 долларов, а за «Founders» все 200 000 долларов сразу.
Немаленькая сумма залога не останавливает компании от предварительного заказа Tesla Semi. Пока электрический грузовик проходил испытания, общее количество забронированных тягачей приближается к 1000 экземпляров.
Компания |
Количество заказанных Tesla Semi |
Anheuser-Busch |
40 |
Asko |
10 |
Bee’ah |
50 |
City Furniture |
5 |
DHL Supply Chain |
10 |
FedEx |
20 |
Loblaw Companies |
25 |
Loblaws |
25 |
NFI Industries |
10 |
PepsiCo |
100 |
Pride Group Enterprises |
150 |
Ruan Transportation Management Systems |
5 |
Sysco |
50 |
TCI Transportation |
50 |
Travel Retail Norway |
2 |
United Parcel Service |
125 |
Walmart |
45 |
Walmart Canada |
130 |