Тип модели | Электрический грузовик |
Volvo FE Electric – электрический грузовик от шведского производителя, предназначенный для выполнения коммунальных работ, перевозки крупных грузов по городским и пригородным маршрутам.
Серия грузовых автомобилей шведского производителя пополнилась электрической версией Volvo FE весной 2018 года. Из различных модификаций популярного крупнотоннажного грузовика конструкторами для размещения электрического двигателя и аккумуляторов была выбрана трехосная модель с колесной формулой 6×2.
Volvo FE Electric стал вторым электрогрузовиком, представленным компанией Volvo Trucks. Программа электрификации линейки шведских грузовиков была начата с компактной городской модели Volvo FL Electric, способной нести на двухосном шасси массу в 16 тонн. Модель Volvo FE Electric продолжила развивать идеи использования электрического транспорта в городских условиях, но уже для перевозки более тяжеловесных грузов.
Полная масса автомобиля | До 27 тонн |
Варианты кабины | Дневная кабина, короткая спальная кабина, спальная кабина, низкая кабина |
Количество мостов | 3 |
Колесная база | От 3900 до 5000 мм |
Мощность (пиковая и постоянная) | 400/330 кВт |
Количество батарей | 3 или 4 |
Мощность электродвигателя (пиковая и постоянная) | 100/70 кВт |
Крутящий момент электродвигателя (пиковый и постоянный) | 530/270 Нм |
Время зарядки (быстрая и обычная) | Менее 2 часов / 11 часов (для 4 батарей) |
Запас хода | При вывозе мусора и легких стройматериалов – до 120 км, перевозки – до 200 км (зависит от конфигурации аккумуляторной батареи и цикла движения). |
Электрическому грузовику Volvo FE предшествовала версия Volvo FE Hybrid. Автомобиль оснащался 7-литровым дизельным двигателем D7F, и автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач I-shift. Между сцеплением и коробкой передач размещался трехфазный тяговый электродвигатель мощностью 120 кВт, выполняющий также функции стартера и генератора.
Кабины Volvo FE Electric внешне мало отличаются от своих собратьев, оснащенных дизельными двигателями. Производитель предлагает четыре варианта обустройства водительского салона – дневную кабину, короткую спальную кабину, спальную кабину и низкую кабину. Последний вариант кабины с низким входом предлагает сплошной плоский пол с четырьмя сидениями, позволяющим разместить весь экипаж. Кроме комфорта, низкая кабина обеспечивает водителю повышенную обзорность.
Под кабиной FE Electric продольно размещены два электродвигателя, которые через двухскоростную трансмиссию и обычный карданный вал приводят в движение заднюю ось. Силовая установка Volvo FE Electric способна выдавать максимальную суммарную мощность 370 кВт, что эквивалентно 503 л.с. (мощность при продолжительной работе — 260 кВт, или 353,5 л.с.). Для сравнения самая мощная дизельная версия Volvo FE с 7,7-литровым D8K развивает всего 350 л. с.
Специально для грузовых электромобилей Volvo Group заключил летом 2019 года договор с компанией Samsung о поставке аккумуляторных блоков.
Емкости аккумуляторов Volvo FE Electric первоначально были рассчитаны на работу в течение 8-10 часов или проезда 200 км. Это меньше чем для Volvo FL Electric, заявленная дальность поездки которого составляет 300 км, однако достаточно для электрического мусоровоза, чтобы отработать полную рабочую смену, или для электросамосвала, чтобы перевезти тяжелый груз в пределах территории небольшого региона.
Каждая батарея Volvo FE Electric обладает энергетической емкостью 66 кВт⋅ч и рассчитана на срок службы 8–10 лет (зависит от условий эксплуатации).
В последнее время производитель имеет возможность увеличить запас хода электрогрузовика на одной зарядке до 300 км за счет установки дополнительной батареи, но при этом уменьшить допустимую массу перевозимого груза. Вместе с тем менеджеры Volvo Group рекомендуют при выборе между грузоподъемностью и дальностью поездок руководствоваться реальными условиями эксплуатации электромобиля.
Эффективную передачу мощности электродвигателя на колеса обеспечивает двухскоростная коробка. Особенность трансмиссии Volvo FE Electric в том, что в кабине отсутствует обычная рукоятка для переключения передач, а переход между скоростями происходит без прекращения подачи мощности.
Водители Volvo FE Electric прежде всего отмечают отсутствием шума и необходимость переключать передачи. Мощный крутящий момент позволяет электрогрузовику двигаться плавно, а двухскоростная коробка передач обеспечивает легкий набор скорости. При отпущенной педали газа автомобиль продолжает поддерживать импульс, а легкое нажатие на педаль тормоза активирует регенерацию энергии. Для срабатывания механических тормозов требуется нажать на педаль несколько сильнее.
Грузовик Volvo FE Electric рассчитан на полную загрузку до 27 тонн, что определяет диапазон его практического использования от сферы коммунального хозяйства до строительства.
Впервые Volvo FE Electric был представлен публике в кузове мусоровоза. Автомобиль оснастили навесным оборудованием Rotopress, специально разработанным крупнейшим европейским производителем спецтехники Faun. Электрическая конструкция для сбора мусора оказалась почти на тонну легче по сравнению с типовыми моделями. В начале 2019 года первый мусоровоз Volvo FE Electric начала работать на улицах немецкого Гамбурга.
Эффективное выполнение задач по сбору мусора в густонаселенных городских кварталах позиционируется менеджерами Volvo Trucks как главное преимущество своих электрических грузовиков. Во многих европейских городах грузовикам с двигателями внутреннего сгорания запрещен въезд в жилые зоны в ночные и утренние часы. Вместе с тем это ограничение не распространяется на бесшумные электрические автомобили, которые оптимально подходят для вывоза мусора с городских улиц в то время, когда все спят.
Шведские производители ссылаются на данные тестирования электрогрузовиков в рамках проекта «Off Peak City Distribution» («Распределение городских нагрузок вне часов пик»). Эксперимент, проведенный на улицах Стокгольма, показал, что при транспортировке грузов в ночные часы время доставки сокращается в три раза.
Отсутствие выхлопных газов – еще одно преимущество электрических автомобилей, на котором акцентируют внимание производители Volvo FE Electric. Обычный мусоровоз Volvo, по словам вице-президента Volvo Trucks Йонаса Одермальма, выбрасывает в год около 31.300 кг углекислого газа. Использование Volvo FE Electric в значительной степени снижает нагрузку на городскую среду. Особо привлекательным применение электрических грузовиков выглядит для тех регионов, где имеется доступ к электроэнергии из возобновляемых источников.
Также бездымные электрогрузовики FE Electric безопасны для использования в закрытых терминалах, что актуально для европейских портовых городов.
Volvo Trucks объявила открытие продаж на Volvo FE Electric в 2019 году. Предполагалось, что в серийное производство электрический грузовик поступит в марте 2020 года. В качестве рынка сбыта компания в первую очередь рассматривала шесть стран Европейского союза (Швеция, Норвегия, Германия, Швейцария, Франция и Нидерланды), в который есть спрос на чистый и бесшумный городской транспорт.
В начале 2021 года компания Volvo Trucks поставила Volvo FE Electric шведской сети супермаркетов ICA Sweden. Электрогрузовик планируется использовать для доставки охлажденных продуктов в различные районы Стокгольма. С целью определения оптимальных маршрутов передвижения Volvo FE Electric по улицам шведской столицы специалисты Volvo Trucks и ICA совместно определяли такие параметры использования, как грузоподъемность и периодичность работы.
Шведская компания Nordic Recycling, занимающая сбором мусора, заказала в Volvo Trucks пять электрических грузовиков — один Volvo FL Electric и четыре Volvo FE Electric. Первый из заказанных Volvo FE Electric с начала 2021 года ездит по улицам Гетенборга, где специализируется на сборе пищевых отходов.
В декабре 2020 года электрический грузовик Volvo FE впервые попал во Францию. Получателем Volvo FE Electric стала строительная компания Eiffage. В рамках программы по снижению выбросов ею был закуплен оснащенный электрическим краном грузовик Volvo FE и компактный электрический экскаватор Volvo ECR25.
Использование Volvo FE Electric для доставки строительных материалов нашло продолжение. Французская компания Mauffrey Group, занятая обустройством окрестностей Парижа, приняла в мае 2021 года в свой автопарк электрический самосвал. Данный экземпляр был собран на производственных линиях завода Volvo Group в Бленвиль-сюр-Орне в Нормандии.
В Нидерландах грузовики Volvo FE Electric применяются сразу в нескольких отраслях.
Местный подрядчик Dura Vermeer использует Volvo FE в строительной сфере. Его электротягач в версии бортового самосвала перевозит камни и песок и имеет собственный кран.
Мусоровоз Volvo FE Electric, принадлежащий компании по утилизации отходов Van Kaathoven, используется по прямому предназначению в муниципалитете Мейериештад.
Летом 2020 года в Амстердаме появились два грузовика Volvo FE Electric, оснащенных электрическим прессом и кузовом для сбора мусора. Автомобили пополнили автопарк компанией Renewi, занимающейся утилизацией. В резюме компании говорится, что возможность влиять на сокращение выбросов, делать более чистой среду обитания были основными причинами, по которым Renewi инвестировала в электромусоровозы.
В Мюнхене к электрические мусоровозы на базе грузовика Volvo FE Electric приступили к работе в ноябре 2020 года. Как и в других европейских городах, появление этих машин в столице Баварии является результатом политики властей по улучшению экологии и снижению шума от автотранспорта.
С начала 2021 года первый Volvo FE Electric эксплуатируется в Швейцарии. Электрический мусоровоз, принадлежащий компании E.Bigler Transportes AG, вносит значимый вклад в чистоту улиц города Мури–Гюмлигене.
В Норвегию первая партия Volvo FE Electric прибыла в октябре 2020 года. Транспортная компания Tom Wilhelmsen AS в рамках выполнения экологических обязательств приобрела сразу 3 электрогрузовика, предназначенных для использования в строительной отрасли. Специалисты Volvo Trucks индивидуально подошли к требованиям заказчика и с учетом сферы применения грузовиков и предложили оптимальное решение по емкости батарей.
В рамках проекта по развитию альтернативных видов топлива в мае 2021 года компания Volvo Trucks передала грузовики FE Electric для испытаний в Польшу и Чехию.
В Варшаве автомобиль занимается доставкой товаров в торговые сети IKEA i H&M.
В Праге тестируется самосвальный вариант электрического грузовика.
Volvo FL Electric, несмотря на планы производителя, пока еще не стал серийной моделью. Каждый поставляемый электротягач отличается набором оборудования в зависимости от условий эксплуатации и поэтому имеет индивидуальную цену.
Вместе с тем электрические грузовики стоят сейчас значительно дороже дизельных версий. Volvo FE Electric не является исключением. К примеру, пополнение автопарка двумя электромобилями Volvo FE Electric обошлось нидерландскому подразделению Renewi в 700 000 евро. Хотя эксплуатация электрического автомобиля обходится дешевле чем дизельного аналога, но разницы все равно не хватит, чтобы компенсировать первоначальные затраты.
Пока главным мотивом в принятии решения о покупке Volvo FE Electric являются не коммерческие, а имиджевые причины. В контексте развития в европейских странах экологического движения, местные компании демонстрируют готовность вкладывать инвестиции в покупку чистых автомобилей.